js/ct.3LevelAccordion.js">

Навигация по сайту:

Кукла может быть лечебной...Куклотерапия

+++++
18 мар 2016 г.

Автор статей по психологии в разделе "Советы психолога Наши детки.ру"

По всем возникшим вопросам, Вы можете обратиться к Елене в личных сообщениях

https://vk.com/id190536382 или по тел 8-906-415-39-50

Когда куклы оживают…

Поговорим об играх с детьми в формате Сказки. Сказочные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус. А если еще и использовать кукол эффект будет волшебным!


Игры с использованием кукол совершенствуют все стороны личности ребенка: восприятие, память, воображение, мелкую моторику пальцев рук, речь (диалогическая речь, словарь, грамматический строй), воспитываются нравственно-эстетические чувства. Такие игры приравнивают к подвижным, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.

Куклотерапия – это раздел психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Если говорить проще, то, как определила Татаринцева А.Ю., куклотерапия – это метод лечения с помощь кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например, расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель, ребенок-социум.

Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом.

Куклотерапия эффективна для диагностики и коррекции личности ребенка с отклонениями в поведении и выравнивания детско-родительских отношений. Работа осуществляется в форме психологического театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. При этом в действии участвуют определенные кукольные персонажи, изображающие реальных людей из социума ребенка (в том числе и его самого) как непосредственно, так и опосредованно – по ассоциации из мира животных и сказочных персонажей. В процессе куклотерапии проективная диагностика внутренней позиции ребенка по отношению к различным областям его жизнедеятельности (в частности, по отношению к социуму и к самому себе) в основном осуществляется в ходе театрализованного действия, спонтанно придуманного ребенком или предложенного психологом. Главной задачей является выявление той психологической особенности ребенка, которая проявляется в той или иной жизненной ситуации.

Ребенку предлагается стать актером, режиссером и постановщиком психологических этюдов, предлагаемых психологом или, придуманных самостоятельно.

Мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.

В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты». На профессиональных занятиях ребята знакомятся с различными видами театра: конусным, пальчиковым, деревянными, платковыми куклами, шаговыми и т.д.

Выбирая куклу, ребенок ассоциирует себя с этим персонажем и то, что в жизни сложно сказать, передать свои желания и мысли, через куклу отлично свободно получается. Ведь это не я хочу, это хочет котенок и т.д.

Ребятам можно предложить познакомиться, вместе поиграть и прогуляться по лесу, посидеть отдохнуть, поделиться тем, что волнует вашего персонажа, о чем он мечтает. И ребенок невольно расскажет то, что беспокоит самого его через персонаж – что и важно для педагога-психолога и, конечно, для самого ребенка…Ведь, когда мы озвучиваем свои проблемы, то уже на половину освобождаемся от них…

А для психолога такие игры являются диагностическими. В процессе выявления интересов и проблем ребенка, психолог строит свою дальнейшую коррекционную работу, создавая ту или иную сказочную ситуацию, способствующую разрешению этой проблемы. Например, если ребенок боится высоты, психолог предлагает кукле забраться на стул «на гору» для чего-либо (сначала на обычный стул, затем на тот, который повыше) и ребенок, не осознавая взбирается на стул, на который раньше и ступить боялся, помогает кукле, к примеру, достать что-либо волшебное. Конечно же, в этом случае обратите внимание ребенка на то, что он сделал, но только, когда он спуститься со стула, чтобы не испугать его. «Ты помог это сделать своему герою, какой ты смелый!!!» Так же можно и работать со страхами, создавая специальную ситуацию, с неуверенностью в себе и т.д.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

1. Развитие познавательной сферы ребенка.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

3. Формирование коммуникативных навыков.

4. Обогащение представления об окружающем мире.

5. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

6. Активизация и развитие речи.

7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе.

Изготовление своей собственной куклы тоже очень интересный творческий процесс. Ткань готовится заранее педагогом или, по желанию детей и родителей, можно принести свою. Мастерить можно совместно с родителями. Хочется сказать, что родителям не менее нравится этот процесс творчества. Главное идти за ребенком, не навязывая выбор героя, свой цвет ткани, свои детали и украшения.

Можно дать детям подсказки для воображения:

  • Кукла может быть “мужской” и “женской”,
  • кукла может быть ребёнком,
  • животным,
  • молодой или старой,
  • особой королевской крови или простушкой, простачком...

Итак, кукла готова!

Теперь мы должны научить наших кукол ходить, разговаривать, общаться друг с другом, испытывать и выражать сильные чувства. Мы научим наших кукол играть друг с другом, чтобы они были как люди - плакали, улыбались, смеялись, веселились, думали...

Наши куклы будут бегать, и прыгать, сидеть и лежать...

Главное: куклам должно быть ХОРОШО. А чтобы им было хорошо, их движения должны быть КРАСИВЫМИ, они должны стать настоящими жителями своей Сказочной Страны

Но то, как себя чувствует наша кукла - зависит полностью от нас.

Педагог даёт задание куклам: просит их сесть, встать, танцевать, пить чай, собирать урожай и т.д.

Прежде чем делать это с куклами, можно проделать это с детьми - ведь пантомима — это искусство, и не все люди даже владея своим собственным телом, сумеют изобразить тот или иной сюжет.

Как правило, со своими лично созданными куклами дети играют охотнее, чем с яркими покупными куклами различных театров. Наверно потому, что в свою куклу ребенок вложил частичку своей души и любви.

Кукол можно сделать и дома со своим ребенком. Этот процесс интересный и творческий, из которого внимательная мама тоже может многое узнать о своем малыше. Ведь все имеет свое значение:

- Какого цвета ребенок выбирает ткань? Почему?

- Кто его герой? Почему именно он?

- Какое у него настроение? Почему? Что его развеселило? А как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы он (она) стал(ла) веселым? И т.д.

- О чем мечтает?

- Куда отправиться? Зачем?

Можно составлять истории и сказки, игры и театрализованные представления для всей семьи!!! Это и увлекательно, и познавательно, т.к. наш герой путешествует, узнает (с помощью взрослого) много нового и интересного, а также через игру работает над собой.

Творческих Вам успехов

мамочки и папочки, бабушки и дедушки и, конечно. ребята!


Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Введите код с картинки:
* — Поля, обязательные для заполнения