js/ct.3LevelAccordion.js">

Навигация по сайту:

«Это масленица идет, блин да мед несет!»

+++++
24 фев 2020 г.

Масленица (Масленка) — праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Она проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощеным воскресеньем. В этом году масленица началась сегодня, 24 февраля,  и закончится, соответственно, 1 марта.

*фотограф Светлана Шипика, место съемки: г.Таганрог ДИК "Джунгли"

При слове «масленица» в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

По канонам Православной церкви неделя масленицы предназначалась для подготовки верующих людей к посту, который наступает после Прощенного воскресенья. С древних времен этот праздник объединял жителей деревень и городов на общем гулянии независимо от  их возраста и социального статуса.  Традиционно на масленицу катались со снежных гор и в санях, устраивали состязания в силе и удали для молодых людей, сжигали чучело и, конечно же, поедали блины в немыслимом количестве!

Не просто так масленице отводилось именно семь дней. Каждый из них имел свое назначение и свои традиции.

Понедельник – встреча масленицы. В этот день Масленицу и Масленика, сделанных из соломы и одетых в мужской и женский наряды, возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. В наши же дни нет никакого Масленика, со временем его образ утратился, оставив нам только Масленицу. Прообразом Масленицы была не кто иная, как Снегурочка— забирающее и дающее жизнь божество, по мифам язычников. Масленк же был, прообразом бога — громовика из тех же ритуалов и мифов.

Вторник – Заигрыш. В этот день на рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях, а те, что постарше, веселились за столом. Во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.

Среда – лакомка. В этот день нужно есть столько, сколько требует твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гуляния. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями.

Четверг – перелом. Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь — живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем. Дети, также наряженные животными, ходили по дворам и колядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер. Эта традиция сохранилась и по сей день.

Пятница – Тещины вечерки. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота – золовкины посиделки. Этот день считался всегда семейным. В субботу молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье – целовальник (прощание с Масленицей). Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощеный день». Люди ходили от двора ко двору, просили друг у друга прощения. Если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощеное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». Все угощали и угощались, веселились и дрались, тут же мирились и опять дрались. В этот день люди рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая тем самым злых духов. Народ, размахивая палками и выкрикивая всяческие оскорбления и проклятия, выводил их вместе с чучелом Масленицы за околицу деревни, где изображалось избиение нечисти, и сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Для детей выпекали из теста «жаворонков» и «куликов». Детвора с «птичками» в руках взбиралась на крыши домов и сараев, зазывая теплую и раннюю весну.

Все эти традиции строго соблюдались нашими предками и до сих пор имеют место быть в отдельных уголках нашей громадной родины. Однако для городского жителя большая часть обрядов является трудно выполнимой, но это не должно мешать общему духу веселья, добра, прощения и, конечно же, горячим сытным блинчикам! Уж это мы можем себе позволить!

автор статьи Екатерина Панова

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь