js/ct.3LevelAccordion.js">

Навигация по сайту:

Роботы и их предшественники

+++++
06 апр 2016 г.

Роботы - мы слышим о них все чаще и чаще... слово это отдает скрежетом железа. А что мы знаем о роботах и их роли в нашей жизни? Мы начинаем цикл статей, увлекательную экскурсию в мир железных шестеренок и искусственного интеллекта, в большой мир роботов.

Центр знаний Интеллектор в Ростове

 http://center.intellektor.ru/

Все чаще в глянцевых научно-популярных журналах, газетных статьях и новостных лентах интернет-сайтов бросается в глаза отдающее скрежетом железа слово «робот». Все чаще с киноэкранов на нас смотрят своими, не выражающими чувств, глазами герои популярных фильмов «Я, робот», «Робот по имени Чаппи», «Звездные войны» и др. Давайте разберемся, являются ли эти искусственные создания настолько уж фантастическими. Не сошли ли они уже с книжных полок и кадров кинопленок на «помост» нашей повседневной жизни?

Прежде всего давайте выясним, как возникло такое загадочное слово «робот», что оно означает, и кто же создал самого первого на земле искусственного человека.

Для этого перенесемся на 126 лет назад, в Австро-Венгерскую империю. В местечке с «малоприметным» названием Мале-Сватоневице в 1890 году в семье врача Антонина Чапека родился мальчик Карел Чапек. Рос он ребенком очень способным: когда ему было 14 лет, увидели свет его первые писательские работы. В течение жизни Карел Чапек написал много разных по характеру и наполнению произведений, демонстрирующих блестящее владение писательским искусством. Большинство его работ наполнены тонким юмором и пугающим даром предвидения, чего только стоят его антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами». Еще при жизни Чапек получил признание как на своей родине в Чехословакии, так и далеко за ее пределами. За блестящие заслуги он был даже номинирован на Нобелевскую премию по литературе в 1936 году. Однако его работам тогда предпочли произведения американского писателя Юджина О’Нила.

Помимо литературы и журналистики у Карела Чапека было еще два страстных увлечения: фотография (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии) и садоводство (его книга «Год садовода» пользуется немалой популярностью и по сей день).

Так чем же так знаменит этот садовод и фотограф в мире робототехники? Все на самом деле весьма просто — он придумал само название, само слово «робот». До него никто не предполагал, что такое повседневное чудо, встречающееся теперь буквально на каждом углу, может в принципе существовать. Действительно, как можно вообще представить, что могут быть изобретены устройства, состоящие из гаек, шайбочек и болтиков, умеющие вести себя как люди, думать, как люди и делать ту же работу, что и люди? Если это кажется удивительным для нас, знающих, что такое компьютер (самое полезное изобретение человечества), пепси-кола (безусловно, очень вкусное и вредное изобретение, по мнению автора статьи) и полиэтиленовый пакет (самое удобное изобретение, ибо как мы без него ходили бы в магазин?), то что говорить о тех временах, когда для людей электрическая лампочка казалась волшебством, сравнимым разве что с граммофоном для проигрывания виниловых пластинок с записями Шопена?

В 1920 году Карел Чапек написал свою самую знаменитую пьесу «Россумские Универсальные Роботы», или «РУР». Действие пьесы разворачивается на фабрике по производству «искусственных людей» — роботов. Как писал Чапек, роботы — это искусственные люди, собирающиеся по частям из выращенных, как выращивается петрушка на огороде, тканей и органов. Они собирают автомобили, стиральные машины и пылесосы, убирают, моют и стирают. Роботы, как и рабы в далеком Древнем Риме, выполняют за людей всю не очень чистую работу. Эти машины из произведения Чапека выглядят один в один как настоящие люди, отличаясь только тем, что сделаны из других веществ. Они умеют мыслить, но при этом, кажется (да-да, ключевое слово именно «кажется»), всегда рады служить человечеству. Отсюда и главные вопросы: справедливо ли эксплуатировать таких искусственных людей, и если да, то какими последствиями это может обернуться?

Не будем вдаваться глубоко в сюжет пьесы — те, кому интересно, могут отложить в сторону статью, взять с полки книжку Чапека и углубиться в увлекательное чтение. Перед нами стоит совсем другая проблема: отличаются ли чем-нибудь роботы «настоящие» от тех роботов, которых описывал Чапек? Неужели это просто такие же люди, как мы, как писал Чапек, только электромеханические, состоящие из шестеренок и металла? Не совсем. А если быть абсолютно честным, то совсем нет. Современное определение слова «робот» куда шире. «Робот» (в переводе с чешского — «подневольный труд», «раб») означает автоматическое устройство (работающее самостоятельно, без помощи человека), созданное по принципу живого организма. Он действует по определенной программе, получая информацию о внешнем мире от датчиков (электронных органов чувств). Может работать или самостоятельно — автономно, или под управлением людей. Роботы предназначены для осуществления каких-то определенных действий или выполнения работы вместо человека. Например, существуют роботы-транспортировщики, перевозящие грузы, роботы-манипуляторы, действующие по образу и подобию человеческих рук и предназначенные для перемещения тяжестей. Существуют даже военные роботы, использующиеся для разведки или разминирования местности. А сколько производится детских игрушек-роботов — об этом и говорить не надо! В современном мире это техническое чудо встречается повсюду, надо только совсем немножко приглядеться.

на фото: Карел Чапек, источник http://budushchee.livejournal.com/60436.html

О таких волшебных помощниках, не страшащихся ни лютого холода, ни испепеляющей жары, ни всепоглощающей усталости, ни не менее всепоглощающей лени, люди мечтали с древних времен.

Существует множество легенд и мифов, в которых упоминаются такие бесстрашные помощники. Одна из легенд, дошедших до наших дней, родом из Чехии. Она гласит, что раввин по имени Йехуда бен Бецалель оживил глиняного человека, прозванного Големом и призванного защищать еврейский народ от притеснений и помогать в обыденных делах. Но, к великой печали и грусти раввина из-за чрезмерно накопившейся энергии, Голем разбушевался и, вместо того чтобы помогать людям, начал крушить и ломать все вокруг. Только лишь усилиями храброго Бецалеля удалось усмирить, а затем и упокоить это величественное создание. Останки Голема, по преданию, и по сей день хранятся в пражской Староновой синагоге, являющейся местом скопления немалого количества набожных иудеев и любопытных туристов.

на фото: Голем, источник http://ezotera.ariom.ru/2014/03/14/golem.html

Но когда же люди в первый раз перестали мечтать и стали создавать первых роботов? Для того чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся на 4000 лет назад, в страну зыбучих песков, грозных фараонов и священных кошек — Древний Египет. Во времена, когда в моду впервые вошло сверкающее золото, послушные рабы, ужасающие мумии и всевидящие боги. Служители одного из храмов, чтобы люди сильнее верили в богов, изобрели «думающую» статую. Простые прихожане, заходя в святая святых, видели статую бога, которая говорила лично с ними. От такого чуда они падали ниц, приходили в благоговейный ужас и в панике спешили принести в жертву ни в чем не повинного бычка. А на самом-то деле с прихожанами говорили обычные люди, прячущиеся внутри каменных изваяний.

А теперь перенесемся в чуть более позднюю эпоху, во времена философов в бочках (Диоген), рогатых минотавров и Олимпийских игр, в Древнюю Грецию. Некий Архит примерно в IV веке до н. э. изобрел механического голубя, умеющего летать. Это был один из первых опытов полета в истории, а возможно, и древнейшая модель аэроплана.

Примеров таких механизмов, изобретенных человечеством, можно привести великое множество. Чего стоит только первый шахматный автомат! Венгерский механик Вольфганг фон Кемпелен, создавший гидравлическую систему знаменитых фонтанов в Шенбруннском дворце (Австрия) и пишущий прибор для слепых, придумал и сконструировал самого настоящего робота-шахматиста. А ведь на дворе был только XVIII век!

В феврале 1769 года гениальный инженер представил перед императором Австро-Венгрии и собравшимися у него почетными гостями свое необычное изобретение. Перед великосветской публикой предстал самый что ни на есть настоящий турок в тюрбане. Он был ростом с человека и стоял перед ящиком с шахматной доской. Турок был сделан из воска. Внутри ящика находился сложный механизм, видимый через открытые дверцы, единственной целью которого было вводить в заблуждение (совершенно верно, дальше речь пойдет о самом обыкновенном шарлатанстве). В автомате сидел человек, который и управлял изнутри движениями турка. К шахматным фигурам были прикреплены мощные магниты, а с обратной стороны располагались металлические шарики, подвешенные на нитке так, чтобы невидимый шахматист всегда знал расположение фигур на доске. Помимо прочего, турок сам (ну конечно же, не совсем сам, а с помощью невидимого шахматиста) мог передвигать фигуры и менять выражение лица во время игры. После каждого хода раздавался звонок колокольчика, сообщающий играющему, что настал его черед делать ход. Автомат произвел такое впечатление на публику, что некоторые придворные начали молиться и заявлять, что внутри автомата сидит нечистая сила.

на фото: Турок, сточник http://androbots.ru/istoriya_robototehniki/shahmatnyi_avtomat/avtomat_turok.php

Но несмотря на небольшое жульничество, изобретение не становилось менее гениальным. Ведь насколько сложно рассчитать и подобрать шестеренки и рычажки так, чтобы турок перемещал фигуры и имитировал выражение лица!

До XX века было создано множество таких устройств, подражающих поведению человека и животных. Был и механизм, имитирующий поведение настоящей утки, которая могла ходить и клевать зерно, был и летающий деревянный жук, и механический скрипач, и женщина-лютнист. Однако следует признать, что роботами эти механические устройства не являлись. Все эти механизмы были всего лишь автоматами. Автомат — это машина, самостоятельно действующее устройство (или несколько устройств), выполняющее по жестко заданной программе (программу изменять нельзя, она задана изначально и не меняется) без непосредственного участия человека какие-либо действия. Иными словами, если мы имеем механизм, работающий по заранее заданной программе (инструкции), которая не может меняться, то это, безусловно, автомат. Так, например, любая механическая игрушка является автоматом: мы ее завели, она сделала то, что умеет, и остановилась, мы ее опять завели, она опять сделала то же самое. Мы не можем поменять в ней не то что действия, но даже их последовательность. Но чем же тогда отличаются роботы от автоматов? А об этом мы узнаем в следующей статье.

Автор - Алексей Донченко, аспирант ЮФУ по направлению физика и астрономия, один из идейных вдохновителей Центра знаний «Интеллектор», в котором дети изучают робототехнику и программирование роботов.


Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Введите код с картинки:
* — Поля, обязательные для заполнения